Культура ИБ и удобная безопасность
На всех конференциях по информационной безопасности (ИБ) обычно говорится о технологиях и продуктах для защиты корпоративных информационных систем и данных простых пользователей. Но на одиннадцатый год существования конференции Business Information Security Summit на смену технологическому уклону пришел общечеловеческий: одной из основных тем стала культура ИБ и влияние культуры на ИБ.
Ситуация с угрозами и средствами защиты от них за последние десятилетия не поменялась: хакеры ищут дыры и придумывают все новые способы взлома информационных систем, а специалисты по безопасности разрабатывают средства защиты. Но насколько эффективна эта защита – большой вопрос: сообщения об утечках данных и киберворовстве появляются чуть ли не ежедневно, а на подходе – интернет вещей с новыми угрозами и «дырами» в системах защиты. Как напомнил декан экономического факультета МГУ Александр Аузан, технологии – не главное, главное – культура: паровая турбина была изобретена еще в I веке н.э., но пока в обществе считалось, что свободный человек работать не должен, а рабу машину доверить нельзя, сила пара нигде не использовалась.
Аналогичная ситуация с культурой использования средств ИБ. Как отметил бизнес-консультант по ИБ Алексей Лукацкий, культура – это то, что человек делает не из-под палки, то, что ему нравится, а если технические решения для обеспечения ИБ вызывают у него дискомфорт своими ограничениями, то на этом культура использования ИБ заканчивается и начинаются попытки обхода запретов, которые довольно быстро оказываются успешными. Государственная политика запретов в интернете уже привела к тому, что о VPN, прокси-серверах и Tor не знают только совсем ленивые домашние пользователи.
То же и в корпоративных средах. По словам Алексея Белоглазова, руководителя группы инженеров ИБ компании Check Point, корпоративный пользователь согласен на «честный обмен» небольших ограничений свободы на защиту и доступность корпоративных сервисов. Но запрет на доступ к корпоративным данным с домашних устройств, на использование на рабочем месте флешек, сотовых модемов и т.п. пользователь обычно не считает «небольшим ограничением» и в ответ переносит свои бизнес-процессы в более удобную ему среду – на мобильные устройства и в облачные сервисы. Даже ИТ-администраторы, которые вроде бы должны обеспечивать ИБ в своей организации, делают удобные «дырки» для управления своим «хозяйством». Процесс создания теневых корпоративных ИТ-систем уже не остановить, поэтому, как считает А. Белоглазов, его нужно возглавить: продолжая блокировать внутренние и внешние угрозы, разработчики и безопасники должны предоставить пользователю действительно удобные средства коммуникации, но добавить к ним средства защиты. «Хорошим людям не должно быть плохо, и тогда они будут с нами сотрудничать и помогать нам и себе жить безопасно», – резюмировал он.
И, конечно, в широкие массы домашних и корпоративных пользователей нужно нести культуру ИБ. Действовать следует не только кнутом, но и пряником (соблюдать правила ИБ должно быть приятно и выгодно). У государства с «пряниками» проблемы, поэтому более реалистичным кажется внедрение культуры ИБ в корпоративных системах. Тут, как справедливо указал А. Лукацкий, специалисты по ИБ должны прежде всего сами выполнять все правила и быть примером для всех. Для формирования культуры ИБ следует начинать с повышения осведомленности и вовлечения персонала в эту деятельность, причем учитывать при этом культурологические особенности сотрудников. Результат появится не сразу, но дорогу осилит идущий, иначе даже самые классные средства защиты окажутся неэффективными.
Евгения Волынкина
Отправить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.